среда, 9 октября 2013 г.

Доклад Фоминой Т.Л.- директора Савинского краеведческого музея. Страницы православной истории Савинского края

Савинский муниципальный район еще молодой, в этом году мы отметили его 78-летие. Для административной единицы срок невелик. Район был образован в январе 1935 года из территорий, входивших в состав Ковровского и Шуйского уездов Владимирской губернии. Районному центру – поселку Савино - в 2014 году– 145 лет. Появился в глухих, болотистых местах новый населенный пункт благодаря техническому прогрессу XIX века – железной дороге, проложенному в 1868 году участку железной дороги Новки – Шуя.
На перегоне возникла станция, названная Егорьевская, так как в 5 километрах находилось большое старинное село Егорий с двумя храмами и большими приходами – центр Егорьевской волости Ковровского уезда, но, по воле случая, станцию пришлось переименовать, потому что в Подмосковье была железнодорожная станция – город Егорьевск. И пошла путаница в доставке железнодорожных отправлений. Станцию назвали как близлежащую деревню – Савино. Год рождения поселка 1869. Возник он как рабочий поселок в период развития промышленного производства, население – жители деревень, крестьяне, которые искали лучшей жизни и ехали на возникающие текстильные фабрики. Церкви, как центра духовной жизни в Савине не было, хотя, по словам старожилов, еще до революции прихожане собирали средства на строительство храма, и он был заложен в восточной части поселка, но далее дело не пошло: то ли революция помешала, то ли ненадежные подрядчики подвели. В нынешнем году 16 июня прошла торжественная закладка и идет строительство храма в честь Архистратига Божиего Михаила.

Но вопреки тому, что в центре не было православного храма, Савинский край не обделен яркими страницами православной истории. Территория нынешнего Савинского района с XIII до конца XIV столетия входила в состав Стародубского княжества, и еще до XVII века существовали вотчины потомков Стародубских князей, были и монастырские земли. Центром духовной жизни, просвещения были храмы, а значит, появлялись села. Одно из наиболее древних – село Антилохово. Оно находится в 10-ти километрах от районного центра. В книге
«Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» (1868 года) читаем: «Описываемое село весьма древнего происхождения, в первый раз оно упоминается в письменных документах XVI столетия, но основание его относится, несомненно, к более позднему времени.» Из документов следует, что в первой половине XVI века село принадлежало Суздальскому Спасо Евфимиеву монастырю. Позднее им владели князья Шеховские и кн. Сила Григорьевич Гундоров (из рода Стародубских князей).

В селе (и в настоящее время) две каменные церкви – холодная и теплая, при них колокольня и каменная ограда. Холодная церковь построена усердием прихожан в 1823 году, престол в ней один в честь Святителя и Чудотворца Николая. Теплая церковь построена в 1804 году, престол в ней в честь Святого Великомученика Федора Стратилата. Церкви принадлежала сторожка и дом, где размещалось земское народное училище. Можно с уверенностью сказать, что изначально церкви были деревянными.

Село Антилохово – родина трех духовных просветителей XVII-XIX веков. В ноябре 1623 года в семье местного священника родился сын Михаил – будущий выдающийся церковный и государственный деятель Святитель Митрофан первый епископ Воронежский. Об антилоховском периоде его жизни, практически, ничего не известно, но мы знаем, что 40 лет он жил в миру, был приходским священником в селе Сидоровское Шуйского уезда (ныне Ивановский район Ивановской области), был женат, имел сына Иоанна, который пошел по отцовской стезе. Овдовев в 1863, году священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской Пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области). А дальше был непростой путь служения Русской православной церкви и Отечеству. Он был один из немногих в своей среде, кто понял смысл деятельности молодого царя Петра и поддерживал его начинания, а при строительстве российского флота в Воронеже, стал главным союзником Петра,помогая не только словом, но и передавая немалые денежные средства. Петр чтил и любил Святителя Митрофана, прислушивался к его советам. В 1703 году при погребении Святителя он сказал: Не осталось у меня такого старца – буде ему вечная память!
». В 1832 году Русская православная церковь причислила Митрофана Воронежского к лику святых.

Со Святителем Митрофаном Воронежским савинцев да и многих жителей области ещё в 1991 году впервые познакомила Екатерина Константиновна Бочкарёва, тогда директор районного краеведческого музея. Она кропотливо собирала материалы о знаменитом земляке и выступила с ними в районной и областной печати. В это же время она открыла еще два незаслуженно забытых имени служителей Православной церкви – уроженцев села Антилохово. А началось все с «Владимирских епархиальных ведомостей» № 7 за 1894 год, хранившихся в нашем музее. На странице 149 читаем: «Село Антилохово Ковровского уезда Владимирской губернии, которое даровало российской церкви великого угодника божия Святителя Митрофана Воронежского, и в котором родился выдающийся по своим умственным и нравственным качествам Протоиерей Воскресенского города Шуи собора Алексей Никитич Никитский, высокообразованный питомец Московской Славяно-греко-латинской академии и Императорского Московского университета, было местом рождения и другого достойнешего пастыря, служившего в том же городе Шуя, Протоиерея Старого Покровского собора Иоанна Алексеевича Субботина» Значит, село Антилохово - родина еще двух духовных просветителей, достойных памяти потомков - Алексея Никитича Никитского (1746-1836гг) и Иоанна Алексеевича Субботина (1790-1860гг). Оба они из семей бедных церковных причетников. Большую помощь в поисках новых страниц православной истории нашего края оказал краевед, житель Нижегородской области, друг нашего музея Андрей Сергеевич Грамматин. Поиски своих корней, своей родословной, привели его в село Антилохово, оказалось, что отец Иоанн Субботин его прапрадед, и именно Иоанну Субботину суждено было отыскать подлинное письмо Святителя Митрофана Воронежского к настоятелю Шартомского монастыря, но не знал тогда Иван Алексеевич, что нашел рукопись своего односельчанина.

Нельзя обойти вниманием еще одно старинное село нашего края-Алексино. В книге «История земли Ковровской» историков-краеведов Фроловых читаем: «Помимо столицы княжества (Стародубского) – города Стародуба, важнейшими центрами в нем были села Алексино, Мугреево, Палех, Рождественское (будущее Коврова), Васильевское (Шапкино), Троицкое и Фалеево». Родоначальник князей Стародубских - Иван I Всеволодович, но в нашем крае более известен второй Стародубский князь - Федор I Иванович, впоследствии Благоверный. Первый раз он упоминается в летописных источниках в 1319 году. И второй раз имя князя Федора упоминается в летописях под 1330 годом, когда он был убит в орде по приказу хана Узбека. В истории существует несколько точек зрения о причинах гибели Стародубского князя, в народе же всегда считали умерщвление Стародубского князя как мученичество за православную веру, отсюда его посмертное прозвание Благоверный. Из выступления епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа на круглом столе в рамках дня Общественной палаты Ивановской области в Савинском муниципальном районе в 2008 году: «Как свидетельствует церковное предание, тело святого было на куски изрублено татарами. К всеобщему удивлению птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора. Святые мощи страдальца за Христа отвезли в село Алексино, располагавшееся в удельном княжестве благоверного князя.

Князь Феодор был погребен в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сведения о этом имеются в авторитетном гимнографическом источнике – месячной Минее, неоднократно переиздававшееся Издательским Советом Русской Православной Церкви.


От могилы благоверного князя Феодора совершались исцеления болящих.В основном выздоравливали страдавшие глазными болезнями. В Государственном архиве Владимирской области имеется дело, посвященное работе специальной комиссии, которая в конце XVIII столетия проводила исследование чудес святого и подтвердила их подлинность.»

Православная церковь чтит память Святого Благоверного князя Федора 21 июня.

В Алексине до 1802 года было три деревянные церкви: Рождества Пресвятыя Богородицы, во имя Усекновения Честныя главы Иоанна Предтечи, во имя Святых Богоотец Иоакима и Анны. Каждая имела свой приход и причт. В XIX веке на средства прихожан были выстроены две каменные церкви с колокольнями.

С XVII века Алексино славилось как торговое село. Здесь появился такой промысел, как офенство Из воспоминаний уроженца села Алексино Петра Васильевича Панина:
«Помню свое село с дореволюционной поры (1912-1914 года), где было сто пятьдесят жилых домов с надворными постройками, в селе была почта, волостное управление, амбулатория, богодельня, агрономический пункт, пункт осеменения животных, кредитное товарищество, библиотека, склад, где хранился страховой семенной хлеб, четырехклассная деревянная школа, в которой учился мой отец и я, а в 1916-1919 годах построена новая двухэтажная кирпичная школа. Украшали село две красивые кирпичные церкви, где совершались воскресные и престольные праздничные богослужения с хором певчих, особо красивы были Пасхальные службы.». К числу замечательных уроженцев села Алексино относится Протоиерей Александр Ильич Сервицкий (1837-1897гг), сын диякона Рождественской церкви, видный общественный деятель Владимирской губернии.

В историю Савинского района и историю Православной России вошло еще одно наше древнее село – Шапкино. Старинные книги, архивные документы, работы современных историков краеведов содержат немало примечательного об этом селе. Необычно хотя бы уже то, что село имело три разных названия. В книге «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» на 285 странице читаем: «Шапкино (Васильевское, Ивановское тожъ)». Старейшее из названий (утверждает историк - краевед Н.В. Фролов из г. Коврова) – Васильевское, так как под ним село упоминается в документах XVI века, тогда оно принадлежало князьям Мезецким – потомкам святого Михаила Черниговского. А в 1666 году село Васильевское – вотчина Троице-Сергиева монастыря, и в эти годы село начинает называться, то как Ивановское, то как Шапкино. В округе среди жителей до сих пор жива старинная легенда, записанная в середине XIX века известным шуйским краеведом В.Борисовым: «В одну зимнюю ночь один бедный, но примерно благочестивый крестьянин села Васильевского отправился в близлежащий лес за дровами. Приехав на место и положив по обычаю крестьянскому шапку на один пень, стал рубить дрова, окончив свою работу. Крестьянин хотел взять и надеть свою шапку, но к удивлению своему увидал в шапке небольшую икону Угодника Божия, святителя Николая». Сколько бы раз не перевозили икону в село, она чудесным образом возвращалась на место, где впервые была найдена, и крестьяне построили там деревянную церковь во имя Святителя Николая, а потом переселились ближе к храму. Новое село получило название Шапкино, в память находки иконы в шапке. Н.В. Фролов предлагает свое, объяснение перемены названия села «среди многочисленных князей Мезецкий, которые имели отношение к селу Васильевскому, встречается князь Иван Михайлович Мезецкий по прозвищу Шапка или Шапца. Весьма вероятно, что именно из-за своего владельца село Васильевское и стало называться Ивановское или Шапкино». В XVII столетии в селе стояла деревянная церковь Святителя и Чудотворца Николая, в храме были «поместные образы: образ Пречистыя Богородица Одигитрия окладной, да образ Великого Чудотворца Николая окладной». К слову сказать, икона Святителя Митрофана Воронежского в Антилоховском храме Федора Стратилата попала на родину святого из церкви села Шапкино. В 1713 году в Шапкине была построена еще одна деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. В 1799 году на средства прихожан закладывается каменная церковь. Рождества Пресвятой Богородицы. Престолов в ней было три: холодный в честь Рождества Пресвятой Богородицы и теплый – во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Тихвинской иконы Божией матери. В 1825 году при церкви построена каменная колокольня «тщанием крестьянина Ефима Сазонова (1792-1857гг)», церковный староста, захоронен около церкви. В селе была церковно-приходская школа, которая имела свое помещение (второй надстроенный этаж над каменной сторожкой). В 1870 году усердием церковного старосты крестьянина Михаила Фомина и старшины Василия Рябчикова вокруг храма была установлена каменная ограда с воротами и башенками, в церковной ограде сохранились старинные надгробия. Там захоронены дед и бабка по матери Митрополита Московского и Коломенского Макария Невского: Николай Иванов – дьячок села Шапкино; Агриппина Иванова– супруга дьячка (Э.В. Фролова, Н.В. Фролов «Ковровско-Судогодский некрополь»). Это их могилам приезжал поклониться Владыка Макарий в сентябре 1913 года. Поскольку приход к 1889 году в Шапкине был более двух тысяч пятисот человек, в церкви было два священника, дьякон и два псаломщика. «Немало можно было бы рассказать о священниках, служивших в Шапкинском храме, из них Иван Петрович Колеров, прослужил в Шапкино 33 года и имел благодарности от Святейшего. Синода, а отец Павел Авроров принимал в своем доме в 1913 году Митрополита Макария, сыновья отца Павла работали учителями, были арестованы в 1937 году.» Самые яркие страницамы в истории тихого русского села Шапкино - посещение 7 -9 сентября 1913 года Владыки Макария. Сопровождавший Митрополита в поездке епископ Евгений Юрьевский писал: «В два часа дня колокольный звон в селе Шапкине известил обитателям его к великой их радости, о приближении к селу Его Высокопреосвященства, их великого земляка, а минут через 10 карета с Его Высокопреосвященством остановилась около церковной ограды, около и внутри которой расположились встречавшие его духовенство, прихожане, власти…». Владыка Макарий, а в миру Михаил Андреевич Парвицкий, родился 1 октября 1835 года в семье простых, но благочестивых родителей, отец его Андрей Иванович служил причетником Шапкинского храма. Семья Парвицких была большая – 6 человек детей. О детстве своем Митрополит вспоминал, когда посетил родное село через 70 лет. «Вот теперь передо мной как живые стали картины моего раннего детства… вот этот клирос правый… здесь я помогал своему отцу петь…а здесь я разжигал кадило…как живую я сейчас вижу свою мать, стоящую рядом с нищими и как она горячо она всегда молилась, и меня, тогда еще малютку нередко ставила рядом с собой и заставляла преклонять колено во время молитвы…помню как я горячо однажды взывал к Богу со своей просьбой послать мне тулупчик, так как по бедности родителей я не имел теплой одежды и Господь послал мне…Рос я хилым и слабым ребенком и мне многие предрекали раннюю смерть…да и смерть дважды хватала в свои холодные объятия: однажды я полузамерз на льдине, а в другой раз был убиваем разбойниками. Но молитва матери спасла меня от напрасной смерти, и по ее молитве я стал тем, чем есть теперь». В восемь лет Михаил Парвицкий вместе с семьей покинул село Шапкино, семья переселилась в Сибирь, в Тобольскую губернию, где отец думал найти лучшую долю. В 2000 году Митрополит Московский и Коломенский Макарий Невский был причислен к лику святых.

Я приоткрыла только несколько страниц православной истории нашего края. Трех святых даровала эта земля Русской православной церкви, и трудно не согласиться с утверждением краеведа Андрея Грамматина: наши села – «это не исключение, это лишь яркий пример того, что из русской глубинки вышло немало, как духовных, так и светских деятелей, сыгравшых большую роль в культурном и духовном воспитании народа, именно здесь даже в самых беднейших слоях сельского духовенства свято хранились и передавались из поколения в поколение нравственные основы православия.» Это наше духовно-историческое наследие, наше богатство, используя которое можно двигаться вперед.

Литература.

Березин В.С.,Добронравов В.Г. Историко – статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898 .
Токмаков И.Ф. Историко – статистическое описание г. Коврова с уездом. М., 1903 .
Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли Ковровской . Ч. 1. Ковров, 1997 .
Грамматин А.С. Духовные просветители из села Антилохово //Наука и религия №7,2008.
Фролова Э.Древность Алексинской стороны // Ковровские вести, №8 2002, январь.
Фролов Н. О селе Шапкине //Знамя труда, №132,№133, 1992.
.
Фролов Н.В., Фролова Э.В. Ковровско-Судогодский некрополь. Ковров,2005.
Метрополит Московский Макарий (Невский). Избранные слова,речи,беседы,поучения. М.,1996.
Житие Святителя Макария (Невского) Метрополита Московского и Коломенского// Знамя ,2008,23 апреля.
Владимирские епархиальные ведомости. №7, 1894.

Комментариев нет:

Отправить комментарий